словарь определений по вопросам культуры

Культура - совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. (Белановский В. Е. Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества. М., 2005, С.29)

Культура – весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение  (Карпухин О. И. Культурная политика. М., 2006, С.31)

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культурное пространство - сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Государственная культурная политика (государственная политика в сфере культуры) - совокупность целей, принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению и развитию культуры, а также средств для достижения указанных целей и сама деятельность государства в сфере культуры (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культурная деятельность – деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ (Зотов В. Б. Муниципальное управление. М.: Юнити, 2009. 279 с. ).

Культурное наследие Российской Федерации - материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию  (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию (Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами ).

Культурное разнообразие - неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества (ФЗ "О культуре в Российской Федерации" )

Культурное сообщество - форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подвергается следующим определениям: "Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности" (Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности).

Национальное культурное достояние - особо ценные объекты культуры (произведения искусства, фонды и коллекции, объекты культурного наследия), а также организации культуры, творческие коллективы, деятели культуры, имеющие общероссийское значение (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия (ФЗ "О культуре в Российской Федерации" )

Объект культурного наследия - относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Творческая деятельность - деятельность в сфере культуры, связанная с созданием культурных ценностей и (или) их интерпретацией (ФЗ "О культуре в Российской Федерации")

Творческое мышление – это мышление, связанное с преобразованием знаний.

Креативность - способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Креативные способности - комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Диагностика креативности – метод определения уровня «одаренности» личности.

Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи.

Одаренность - мера выраженности и качественное своеобразие различных способностей, выступает как системное образование в структуре личности и индивидуальности. Обеспечивает успешность реализации одних видов деятельности, возможность выполнения и освоения других, вне зависимости от уровня развития соответствующих способностей.

Одаренность (художественно-творческая) – высокий уровень развития и качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, танце, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.

Рефлексия - (лат.Reflexio -обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Осознание действующим лицом или субъектом того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими лицами или общностями, собственный анализ произошедших отношений или ситуаций.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творческие способности – личностные особенности, способствующие развитию умения творчески решать задачи. Творческие способности могут быть общими и специальными (проявляющимися в литературной, художественной и иной конкретной сфере).

Социализация - Процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов, ценностей (М.С. Комаров).

Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы.

Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время.

Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный ( для неформальных групп и общностей) характер.

Социально-культурная сфера – обобщенный, универсальный, системо-образующий термин, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан, различных видов социально-культурной деятельности, конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности, наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат.

Деятельность культурно-досуговая (КДД) - Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятельности. Данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы культурного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание культуры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приобщение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятельности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности.

Важнейшие сферы культурной деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения и создания, распространения и освоения культурных ценнос-тей;

- иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, рас-пространяются и осваиваются культурные ценности.

Эмпатия - (греч. empatheia -сопереживание) – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.