ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.

Формирование потребности в культурном досуге жителей сельского поселения.

Содержание.

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования социально-культурной микросреды в сельских поселениях………………7

    1. Определение основных понятий исследования: социально-культурная среда, микросреда, культурный досуг, культура досуга

1.2.Состояние разработанности проблемы формирования потребности в социально-культурной деятельности сельских поселений

1.3. Специфика организации семейного досуга в условиях сельских социально- культурных учреждений

Выводы по первой главе

Глава II. Практические аспекты реализации проекта-программы формирования социально-культурной микросреды сельских поселений.

2.1. Характеристика учреждений социально-культурной сферы поселка Степной Ташлинского района

2.2. Содержание Проект-программы формирования социально-культурной микросреды в культурно-досуговых и образовательных учреждениях поселка Степной Ташлинского района

2.3. Условия эффективного формирования социально-культурной микросреды в сельском поселении

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Проект-программа формирования социально-культурной микросреды в культурно-досуговых и образовательных учреждениях поселка Степной

 

Введение.

………………….. Одной из актуальных проблем деятельности социально-культурных учреждений на пути решения данной задачи, является создание социально-культурной микросреды, способствующей формированию потребности в культурном досуге жителей сельского поселения.

Анализ сложившейся социально-культурной ситуации, как в теории, так и на практике даёт основание говорить о недостаточной разработанности теоретико-методологических основ создания социально-культурной микросреды в сельских культурно-досуговых учреждениях, способствующей формированию потребности в культурном досуге жителей сельских поселений.

Существует определенное противоречие между реально существующим разнообразием художественно-творческих интересов человека под влиянием телевидения, интернета и других СМИ, и слабым использованием потенциала культурно-досуговых учреждений по формированию потребностей в культурном досуге жителей сельских поселений.

Цель курсовой работы - разработка теоретических и практических аспектов формирования потребности в культурном досуге жителей сельских поселений на основе создания в культуно-досуговых учреждениях развивающей культурной микросреды.

Объект: деятельность учреждений социально-культурной сферы сельского поселения по формированию потребности в культурном досуге жителей сельского поселения.

Предмет: формирование потребности в культурном досуге жителей сельского поселения.

Гипотеза исследования: формирование потребности в культурном досуге жителей сельских поселений будет эффективным, если:

- будут созданы организационно-экономические условия в учреждениях социально-культурной сферы для организации культурного досуга, позволяющие удовлетворять разнообразные интересы сельских жителей.

- будут комплексно решаться вопросы сохранения традиционной народной культуры, приобщения молодого поколения к культуре проживающих в сельском поселении этносов;

- в культурно-досуговых учреждениях сельского поселения будет создана культурно развивающая микросреда.

Задачи исследования:………………..

1.3. Специфика организации семейного досуга в условиях сельского культурно-досугового учреждения

 

Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие молодого поколения: это близость к природе, непосредственное включение детей и молодежи в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно - ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.

Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности городских жителей.

Культура досуга в селе формировалась под влиянием устойчивого ритма трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой.

В понятие «сельский досуг» ученые вкладывают несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего сферу культурного общения, художественного творчества, игру, развлечения, самореализации личности.[65, 40]

Сама структура села (микросреда) - сложнейший комплекс явлений, подразделяющийся на основные, определяющиеся и производные от основных. Одни имеют прямое влияние, другие - косвенное. Каждая такая структура включает различные факторы: экономические, политические, культурно-бытовые, социальные, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения, на развитие разных сторон деятельности человека.

А.В. Мудрик пишет: «Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве, ограниченностью набора занятий в свободное время» [63, 157].

Для сельских поселений характерно относительно небольшое количество жителей; малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; ограниченное количество социально-культурных учреждений, любительских объединений по интересам, спортивных стадионов, секций, библиотек, кинотеатров, других возможностей для проведения досуга и социализации личности. [63, 158].

В настоящее время существуют следующие характеристики микросоциума села:

- отсутствие парков и скверов, а значит мест для игр детей и подростков;

- преобладание в сельской местности пенсионеров;

- недостаточный уровень культурных, спортивных мероприятий на селе;

- слабая материально-техническая база досуговых учреждений

- большое информационное влияние города на село;

- необходимость повышения качества работы социально-культурных учреждений, кинозалов, спортзалов, стадионов, сельских музеев и т.д.; [63, 160].

Сельская местность определяется как мезофактор социализации личности. В результате миграции сельских жителей в города 26% населения нашей страны живет в сельской местности, что много больше, чем в развитых странах Европы. [63, 161].

Сельские учреждения социально-культурной сферы осуществляют социально-культурную деятельность по следующим направлениям:………….

2.2. Проект-программа формирования социально-культурной микросреды в культурно-досуговых и образовательных учреждениях поселка Степной Ташлинского района.

 

Программа формирования социально – культурной микросреды в культурно-досуговых и образовательных учреждений поселка «Степной» разработана в соответствии с целью и задачами исследования.

Важнейшей задачей социально-культурных учреждений сельского поселения является формирование потребности в культурном досуге сельских жителей на основе совершенствования технологий организации досуга.

Реализация программы предусматривает ряд принципиальных условий:

- финансирование программы, улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений поселка, создание определенного уровня комфортности этих учреждений;

- повышение уровня культурно-досуговых мероприятий на основе совершенствования технологий организации досуга, способствующих удовлетворению потребностей сельских жителей.

Предполагаемый результат (прогноз)

Успешное выполнение предлагаемой программы позволит:

- заложить маркетинговый подход к организации культурно - досуговой деятельности с разными социальными группами в условиях сельского поселения;

- сформировать определенные традиции в досуговой сфере в пос. Степной;

- повысить досуговую активность населения;

- развивать творческие способности детей и молодежи в творческих коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях;

- проводить на высоком уровне Дни открытых дверей, концерты самодеятельных коллективов, любительских объединений, участвовать в областных фестивалях, смотрах, конкурсах;

- разнообразить жизнь сельских детей, молодежи, ветеранов труда концертной деятельностью приглашенных артистов;

- организовывать семейный отдых в на основе культурно-творческого наполнения мероприятий различными видами самодеятельного творчества.

- формировать национальное самосознание сельских жителей на основе возрождения и сохранения народных традиций и обрядов.

Задачи программы:………………………………..